"Ленаэропроект" в Антарктиде

Научные исследования России в Антарктиде проводятся различными ведомствами под общим руководством НИИ Арктики и Антарктики, оперативная работа – Российской антарктической экспедицией (РАЭ). Транспортная логистика работы РАЭ затруднена по ряду причин, главные из которых- предельная удаленность континента, крайне суровые условия, отсутствие специальных видов транспорта. Основное сообщение с Антарктидой осуществляется по морю. Недостатками морского транспорта являются невысокая скорость и чрезвычайная трудоемкость преодоления ледового покрова моря вокруг Антарктиды. В результате суда часто оказываются в ледовом плену и последние 50-200 км приходится преодолевать на вертолетах. И здесь на выручку обычному флоту приходит воздушный.

"Ленаэропроект" в Антарктиде

Антарктида

Научные исследования России в Антарктиде проводятся различными ведомствами под общим руководством НИИ Арктики и Антарктики, оперативная работа – Российской антарктической экспедицией (РАЭ). Транспортная логистика работы РАЭ затруднена по ряду причин, главные из которых- предельная удаленность континента, крайне суровые условия, отсутствие специальных видов транспорта. Основное сообщение с Антарктидой осуществляется по морю. Недостатками морского транспорта являются невысокая скорость и чрезвычайная трудоемкость преодоления ледового покрова моря вокруг Антарктиды. В результате суда часто оказываются в ледовом плену и последние 50-200 км приходится преодолевать на вертолетах. И здесь на выручку обычному флоту приходит воздушный.
Первый межконтинентальный полет из Советского Союза в Антарктиду был выполнен в январе 1962 года. Два самолета ИЛ-18 и АН-12 летели через Австралию, где АН-12 переоборудовали – поставили на лыжи. При посадке в Мирном на неподготовленную поверхность лыжное шасси не выдержало. Этот первый трансконтинентальный советский перелет на шестой континент показал, насколько рискованно летать через весь земной шар, не имея в Антарктиде надежного аэродрома. В связи с этим специалисты Научно-исследовательского института Арктики и Антарктики получили задание создать в Антарктиде аэродром для тяжелых колесных самолетов.
Задача эта оказалось крайне сложной. Ведь Антарктиду хоть и называют континентом льда, найти среди целины готовый ровный участок для посадок тяжелых колесных самолетов еще никому не удавалось. Да и льды там редко выходят на поверхность. В прибрежных районах на участках, приемлемых по рельефу для создания аэродромов, снежно-фирновый покров имеет толщину в несколько десятков и сотен метров, и только ниже находится мощный ледовый покров материка, который не влияет на несущую способность снежного слоя. Скальные выходы настолько редки и изрезаны, что использовать их под строительство грунтового аэродрома практически невозможно.
Но ленинградские полярники, конструкторы и инженеры все же взялись за разработку уникальной технологии строительства аэродрома на рыхлом снегу. Вскоре в работу включились ведущие ученые Научно-исследовательского института оснований и подземных сооружений, а также специалисты «Ленаэропроекта». Тогда и была предложена идея построить аэродром путем послойного уплотнения снега и создания на рыхлом основании прочной 40-сантиметровой снежно-ледовой плиты.
В нашем институте исследования по созданию и эксплуатации аэродромов на шестом континенте проводятся с 1973 года. По результатам этих исследований вышла в свет «Инструкция по проектированию, строительству и оценке эксплуатационной пригодности снежных и снежно-ледовых аэродромов Антарктиды. ВСН 37-76/МГА», согласно которой был выполнен проект и построен первый аэродром в районе Антарктического метеорологического Центра(АМЦ) «Молодежная».
Два года ушло на строительство аэродрома: «накапливали» снег, уплотняли его тяжелыми катками, создавали из него прочную полутораметровую плиту, катали по ней специально изготовленный 60-тонный макет самолета ИЛ-18. И наконец в феврале 1980 года впервые в истории тяжелый колесный самолет совершил посадку на Молодежной. Так было положено начало осуществления регулярной авиационной связи СССР с Антарктидой по кратчайшему маршруту через Африку.С 1982 года начал действовать второй снежно-ледовый аэродром - на станции Новолазаревская, расположенный на Земле Королевы Мод.
Для обеспечения возможности проведения авиационных научных работ на самолете ИЛ-18 внутри континента в течение всего летного периода, необходимо было, согласно заказу Госгидромета и ААНИИ, обеспечить функционирование аэродрома с ноября по март, что не было предусмотрено ранее ВСН 37-76/МГА. Эта задача была также успешно решена в «Ленаэропроекте» и в результате был выпущен другой нормативный документ «Инструкция по эксплуатации аэродромов Антарктиды», утвержденный МГА в 1984 году.
Далее «Ленаэропроект» приступил к изучению возможности перелетов тяжелых самолетов между станциями Антарктиды: АМЦ «Молодежная», ст.»Новолазаревская, обсерватория «Мирный» и ст. «Восток». Принятие решения о полетах на шестой континент тяжелых транспортных самолетов ИЛ-76 потребовало дополнительных исследований и разработки еще одного норматива «Руководство по аэродромному обеспечению полетов самолетов ИЛ-76 в Антарктиду на ст. «Молодежная» и «Новолазаревская».
В 90-е годы полеты российских самолетов в Антарктику не проводились. Закрывались не только аэродромы, но и целые станции. И только в начале третьего тысячелетия восстановилась регулярная авиационная связь между Россией и Антарктидой. Еще одной важной вехой явилась впервые за всю историю отечественной гражданской авиации государственная регистрация по нормам годности аэродрома «Новолазаревская» в государственном реестре гражданских аэродромов Российской Федерации 28 декабря 2001 г.
В 2005 году выпущена проектно-сметная документация по созданию нового зимовочного комплекса «Прогресс» со снежно-ледовым аэродромом для приема воздушных судов типа ИЛ-76. В настоящее время комплекс построен, проведен авторский надзор..